Вышел в свет требный сборник «Крещение»

С радостью сообщаю, что вышел очередной требный сборник — «Крещение».

Замысел книги таков. В традиционном изложении Требника необходимые при совершении Крещения молитвы даются исходя из того, что Таинство принимает один человек мужского пола. Соответственно, все формы именования и упоминания крещаемого даны в мужском роде. Варианты женского рода даны в красных скобках только для существительных и местоимений. Прилагательные, причастия и глаголы священник должен сам изменять по ходу чтения молитвы, что бывает иногда довольно затруднительно. В случае же Крещения двух и более человек одного или разного пола затруднений возникает гораздо больше, так как в тексте молитв не предусмотрены варианты множественного числа. Да и если бы эти варианты были напечатаны, то они создали бы такую пестроту и нагромождение в тексте, что затруднительным и преткновенным стало бы само чтение.

Требный сборник «Крещение» облегчает визуальное восприятие текста и устраняет необходимость постоянно думать о правильном изменении грамматических форм. Традиционная последовательность чинов, совершаемых при Крещении, дана в нём на ряду в трёх вариантах: для Крещения 1) единого, 2) единой и 3) многих. Теперь священник может просто открыть нужный вариант и совершать чинопоследования, не отвлекаясь и не думая, в какую форму поставить прилагательное, причастие или глагол.

Эта вариативность отражена и в заголовках чинов, и в колонтитулах, и в содержании книги. Так, в заголовок первой «Молитвы во еже назнаменати отроча… во осмый день рождения своего» введено соответствующее указание на пол крещаемого: 

  • «назнаменати отроча [мужскаго полу]»,
  • «назнаменати отроча [женскаго полу]»,
  • «назнаменати отрочата». 

В заголовке «Молитвы во еже сотворити оглашеннаго» говорящим является само причастие: 

  • «сотворити оглашеннаго»,  
  • «сотворити оглашенную», 
  • «сотворити оглашенных»). 

В заголовке «Последование святаго Крещения» дано уточняющее слово: 

  • «Крещения [единаго]», 
  • «Крещения [единыя]», 
  • «Крещения [многих]». 

Те же уточнения продублированы в колонтитулах. В содержании книги границы групп чинопоследований обозначены декоративным разделителем.

Чинопоследования в рамках группы даются как есть, то есть в том виде, как они даны в Требнике, без соединения в одно последование.

В соответствующих местах книги в качестве варианта, прижившегося в практике, приведен отпуст Богоявления: «Иже во Иордане креститися изволивый от Иоанна…».

В качестве необходимого дополнения в сборник помещены: «Последование святых Крещений вкратце, како младенца крестити, страха ради смертнаго» и «Восполнение от иерея чина святаго Крещения, аще совершено было оное мирянином». Оба этих последования раскрыты на ряду по указаниям Требника. Необходимая корректировка и сокращение чинов, особенно «Последования святых Крещений вкратце», оставлена на усмотрение священника по ситуации, исходя из конкретных обстоятельств совершения чина. В этих двух чинах оставлена традиционная вариативность форм, в отличие от основной части сборника, чтобы не увеличивать без нужды объём тех последований, которые совершаются несравненно реже, нежели Крещение в храме.

Книга напечатана в две краски традиционным церковнославянским шрифтом на офсетной бумаге и снабжена двумя ляссе (ленточками-закладками).

Вот фотографии (прошу прощения за неважное качество — снимал на телефон на весу, кое-где даже размылось):

Крещение: требный сборник. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2018.


Error

default userpic

Your reply will be screened

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.