?

Log in

No account? Create an account

священник Иоанн Нефёдов

Previous Entry Share Next Entry
Про сокращение/раскрытие молитвословий в богослужебных книгах
ier_in_nefedov
Давно хотел отдельно написать про сокращение/раскрытие молитвословий в богослужебных книгах. В целом, мы стремимся к тому, чтобы раскрывать всё, отвечая на многочисленные пожелания. Конечно, это удобно, когда всё под рукой и никаких "зри страницу" нет. Конечно, можно что-то, что знаешь наизусть, неожиданно забыть в самый ответственный момент. Конечно, кто-то может чего-то не знать просто потому, что так сложилась его жизнь.

Но вот происходит попытка удовлетворить многочисленные просьбы, и оказывается, что книга "распухает" и "вылезает" из рамок удобства в своем формате и своем жанре. Причем отнюдь не немного. Ее состав просто не укладывается в выбранный жанр и формат. Таким образом, реальная работа по воплощению пожеланий свидетельствует, что проблема гораздо сложнее, чем ее представляли в ЖЖ некоторые критики и представляют сейчас отдельные священнослужители, пожелания которых приходится время от времени слышать. Я пришел к убеждению, что и до революции в Синодальных типографиях сокращали молитвословия отнюдь не только потому, что им было жалко бумагу, что набор был ручной и что книга была дорогим продуктом. И сейчас, когда реалии производства изменились, издатели не раскрывают везде и всё не потому, что им лень или наплевать на пользователей. Дело в том, что в книге должно соединиться несколько параметров, которые в определенных пропорциях дают оптимальный результат. При этом каждый из параметров неизбежно теряет какую-то долю процентов от полноты своей представленности в книге. Ничего не поделаешь. Компромисс.

Вот, например, небольшая реальная подборка мнений, показывающая сложность реализации даже такой отдельно взятой задачи, как сокращение/раскрытие текстов. Один говорит, что Служебник слишком мелкий, другой — что он слишком крупный (а карманная книга не должна иметь крупный шрифт, мол, отсюда все проблемы с объемом).  Один говорит, что Месяцеслов потерял свою функцию с появлением на каждом аналое в алтаре церковного календаря большого и малого форматов. Другой — что он не мыслит Служебник без Месяцеслова, потому что пользоваться календарем неудобно (нужно выписывать святых на карточку заранее), а уж выйти с ним на отпуст может позволить себе только настоятель. Один говорит, что Месяцеслов должен быть набран мельче и гражданским шрифтом, другой — что его тогда совсем не видно и вообще нарушается стиль книги. Одному нравится, когда всё-всё-всё в одной книге и если вдруг что, ты всегда застрахован от того, чтобы уехать за 100 км на требу, забыв на полочке книгу с нужным чином. Другой сетует — зачем выпускать такие толстые и тяжелые Требники? Почему я должен, служа панихиду, держать в руке всё церковное богослужебно-требное наследие, напечатанное на тяжелой офсетной бумаге и вложенное в твердую крышку переплета? Один говорит, что нужно всё-всё-всё раскрывать, потому что сейчас практическая церковная богослужебная подготовка священнослужителей "не очень" и сама жизнь сильно изменилась. Другой — что раскрытие всего и везде приводит к зрительному "размазыванию" структуры чинопоследования и что в таком изложении трудно ориентироваться, да и вообще можно потеряться.

Нужно все-таки признать как очевидное, что книга не может быть просто удобного (для кого?) формата, с крупным шрифтом, чтобы там всё было, чтобы все тексты были приведены везде, где они упомянуты, никаких "зри", но при этом не толстой, не тяжелой и, конечно, не дорогой, но очень красивой. Она не может быть одновременно учебно-подробной и структурно ясной, одинаково удобной для "чайника" (не знающего даже 50-й псалом) и для опытного (зачем вы везде полностью вставили "Трисвятое по Отче наш"?), она не может страховать от забывчивости и одновременно не тянуть карман или руку, она не может быть утилитарно практичной (мол, зачем мне все эти километры киноварного текста?) и при этом традиционно церковной.

Нужно выбирать приоритетную цель. И нам приходится это делать.

  • 1
Справедливо!
Что не отменяет некоторой критики :)))

Ни в коем случае не отменяет. Напротив, критика всегда приветствуется, но желательно комплексно проработанная. :))

И? В смысле: какова приоритетная цель?


Лично я за раскрытие всего-превсего. В том числе Трисвятого и 50-го псалма. В храме всегда читаю по книжке. А чтобы книжки не распухали, нужно издавать тематические сборники. Тогда все будет на ряду и полный набор требного наследия на краткое Соборование не нужно будет возить.

Издание тематических сборников и есть решение конкретной приоритетной в данном случае задачи. Достигаем конкретной цели (всё на ряду), но жертвуем некоторыми другими параметрами, например, составом. Мы раскрываем всё, но получаем уже не Требник, а требный сборник, в котором не найдешь Крещения или Венчания, если вдруг понадобится.

Я писал о случаях, когда человек хочет всего и сразу: чтобы полноценный требник был, но чтобы не толстый. Он должен быть максимально полным (вдруг что понадобится), и максимально раскрытым, но при этом ему желательно уложится в толщину Служебника (а лучше еще тоньше) и быть среднего формата. Можно взять более тонкую бумагу, но при этом она не должна просвечивать и не должна быть газетной. Несмотря на это Требник не должен быть дорогим, а напротив очень дешевым. А для этого его нужно печатать возможно бОльшим тиражом, но при этом он должен быть красивым и эстетичным, желательно в коже, потому что так долговечнее, но при этом он должен хорошо раскрываться, но не разваливаться. И т.д.

Если все и сразу и нетолстый, то это только в электронном виде.

требный сборник это вполне нормальное предложение.
самое простое разделение - чинопоследования совершаемые в храме и на дому. два готовых сборника.

а раскрытие можно ограничить - начало обычное и 50 псалом вынести на последние страницы, так чтобы можно было найти без поиска. а всё остальное целиком пускать.

полноценный требник на все случаи жизни в карманном варианте - это прихоть. нет необходимости соединять всё. священник выезжает на конкретную требу, в сборнике пару чинопоследований от причастия больным до отпевания вполне достаточно, не может же случиться внезапное венчание или молебен на новый год. можно выбирать сборник по конкретным целям.

>>самое простое разделение - чинопоследования совершаемые в храме и на дому. два готовых сборника.

А Вы попробуйте взять Требник и определить для каждого чина его привязку. Многие чины попадут и в тот, и в другой сборник. А дальше нужно посчитать, что из этого выйдет. Вот сейчас мы сделали карманный Требник, величина кегля в нем соотносится с его форматом, т.е. по нему можно судить, что получится и в среднем формате. Первый том, в который вошли отнюдь не все чины, совершаемые в храме, уже составил 400 с лишним страниц.

Поэтому конечно только сборники тематические, и в разных вариантах.

будет ли издана следованая псалтирь,иполный набор богослужебных книг,что бы пришел и купил все-все одним комплектом

Обязательно будет.

На самом деле, одна книга никогда не сможет угодить всем. Нужно выпускать разные - с мелким шрифтом и с крупным, с раскрытием и без, с месяцесловом и без него. Чтобы каждый мог выбрать тот вариант, который подходит именно ему.

Нужно выпускать разные.
Но мне всегда нравилось когда в молитвослове используют форзац: молитвы начальные, 50-й, 90-й, символ веры.

  • 1