?

Log in

No account? Create an account

священник Иоанн Нефёдов

Previous Entry Share Next Entry
Служба Господу Богу нашему, в память Крещения Руси, и святому равноапостольному князю Владимиру
ier_in_nefedov
kreshenie_rusi

Мы подписали в печать соединенную "Службу Господу Богу нашему, в память Крещения Руси, и святому равноапостолу, великому князю Владимиру", которая подготовлена по благословению Святейшего Патриарха Кирилла. После службы помещено чинопоследование молебного пения, опубликованное на сайте Патриархия.ру как приложение к циркулярному обращению Святейшего Патриарха Кирилла от 15 июля 2011 года "ко всем епархиальным Преосвященным Русской Православной Церкви". Издание выйдет к празднованию 1025-летия Крещения Руси. Это брошюра на скрепке аналойного формата, отпечатанная в две краски крупным церковнославянским шрифтом. Обложка с матовой ламинацией и тиснением фольгой. О выходе из типографии будет сообщено дополнительно.

О том, что это за издание и как оно создавалось, читайте далее.


История создания книги:
1. 25 лет назад, к празднованию 1000-летия Крещения Руси в 1988 году была создана замечательная книга "Чинопоследования Праздника Крещения Руси", которая включала в себя тексты малой вечерни, молебного пения с каноном Русским святым (подобен "Многими содержимь напастьми..."), великой вечерни, утрени, Литургии (праздничные антифоны), благодарственного молебна и панихиды "по предстоятелям и архипастырям Русской Православной Церкви, по подвижникам благочестия Земли Русской и всем благочестивым предкам нашим".

kreshenie_rusi_1988

Песнопения службы Всем русским святым были написаны епископом Афанасием (Сахаровым) (ныне священноисповедником).



Тексты службы Крещения Руси написаны игуменом Андроником (Трубачёвым), ныне секретарем Синодальной Богослужебной комиссии.



Чинопоследования составлены с большим вкусом и знанием, а сами песнопения по качеству гимнографии просто великолепны.

Святейший Патриарх Пимен благословил совершить эту службу 12 июня 1988 года и "на последующее время" совершать ее ежегодно во 2-ю Неделю по Пятидесятнице.

Вот как рассказывает об этом игумен Андроник (Трубачев): "Вопрос о дне празднования Крещения Руси обсуждался на Богослужебной
комиссии в декабре 1987 года — январе 1988 года. Предлагались две даты: 1 августа, день, в который согласно историческим исследованиям было принято Крещение Руси; 15 июля (или 16 июля) — день памяти равноапостольного князя Владимира (или следующий за ним день), что подчеркивало бы идейную связь праздника с крестителем. В связи с тем, что день праздника Крещения Руси был определен Священным Синодом на день празднования Всех святых, в земле Российской просиявших (2-я Неделя по Пятидесятнице), даты 1 августа и 15 июля отпали, и Служба Праздника Крещения Руси была издана в соединении со службой Всех святых, в земле Российской просиявших. Однако, учитывая пожелание владыки Афанасия о возможности совершения Службы в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, не во 2-ю Неделю по Пятидесятнице, а во ин день, был составлен соответствующий Устав совершения Службы Крещения Руси и всех святых в земле Российской просиявших во ин день (см. изд. Службы, с. 76-80)".
К сожалению, эту книгу не успели тогда подготовить заранее, и реально она получила малое распространение. Вскоре издание и вовсе стало библиографической редкостью. В "зеленые" минеи была почему-то помещена только служба Русским святым без текстов Крещения Руси. Таким образом, тексты собственно воспоминания Крещения Руси были в большинстве храмов забыты, а в новых храмах они и вовсе неизвестны. Лишь немногие свято хранили благословение Святейшего Патриарха Пимена ежегодно совершать соединенную службу. Так, например, по свидетельству о. Андроника (Трубачева), в Троице-Сергиевой Лавре, благодаря тщанию главного уставщика и регента архимандрита Матфея (Мормыля) († 2009), служба Крещения Руси совершалась ежегодно после 1988 года согласно указанию устава (с. 73-76 изд. Службы) в Неделю 2-ю по Пятидесятнице совместно со службой Всех святых, в Земле Русской просиявших.

2. В 2008 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в параграфе 11 ("О единстве Церкви") определил совершать 15/28 июля службу князю Владимиру по уставу великого праздника в память о Крещении Руси:
«В память о величайшем событии нашей общей истории — Крещении Руси — Архиерейский Собор постановил в день святого равноапостольного князя  Владимира 15/28 июля совершать богослужение по уставу великого  праздника, воздавая должную честь крестителю Руси. Собор обращается  к государственному руководству России, Украины и Беларуси с предложением включить день святого князя Владимира в число  государственных памятных дат, отмечаемых общественными  празднованиями, подобно тому, как отмечается в наших государствах  День славянской письменности и культуры в праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия».

3. В ответ на обращение Архиерейского Собора, в Федеральный закон была внесена памятная дата — 28 июля, которая получила название "День Крещения Руси":
Федеральный закон Российской Федерации от 31 мая 2010 г. № 105-ФЗ «О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "О днях  воинской славы и памятных датах России"»:
«Внести в статью 1/1 Федерального закона от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ «О днях воинской славы и памятных датах России» (Собрание  законодательства Российской Федерации, 1995, № 11, ст. 943; 2005, № 30, ст. 3109; 2007, № 10, ст. 1149, № 44, ст. 5279; 2009, № 15, ст. 1781) изменение, изложив ее в следующей редакции:  «Статья 1/1. Памятные даты России.  В Российской Федерации устанавливаются следующие памятные даты России:  <...>  28 июля — День Крещения Руси; <...>».

4. Таким образом, День Крещения Руси стал не только церковным, но и государственным праздником. Но простое повышение уставного статуса службы равноапостольному князю Владимиру до великого праздника не дает того, что закономерно ожидается от торжественного богослужения в память Крещения Руси. Все песнопения обращены к князю Владимиру, а само Крещение Руси воспринимается опосредованно. По мысли же владыки Афанасия (Сахарова), в этот день "достойно и праведно" благодарно воспевать, в первую очередь, Господа Бога нашего, в Троице славимого, за богатую милость и неизреченный дар нашему Отечеству. Особую актуальность вопросу тематических песнопений в память Крещения Руси придала возникшая недавно традиция празднично и торжественно отмечать более дробные юбилейные даты Крещения Руси.

В связи с этим и возникла идея вернуть в богослужебное употребление дивные тексты Крещения Руси из издания 1988 года, соединив их со службой святому равноапостольному великому князю Владимиру (что как раз и позволяет устав совершения службы во ин день). Идея была поддержана Синодальной богослужебной комиссией. Ей же было одобрено соединение служб, представленное Издательством. Мы подготовили отдельное издание с соединенной службой и, в преддверии празднования 1025-летия Крещения Руси, оно было благословлено к выпуску Святейшим Патриархом Кириллом.

Теперь мы имеем праздничную службу, которая содержит, помимо владимировых песнопений, песнопения именно Крещения Руси. А наличие новозаветных паремийных чтений, величаний, праздничных антифонов, "Елицы во Христа крестистеся..." вместо Трисвятого, прокимна и входного стиха придает празднику совершенно особое звучание. Также в тексте службы сохранены стихиры всем святым Церкви Русской, которые могут петься на стиховне, аще изволит настоятель.

Возможно, в будущем мы повторим издание 1988 года в церковнославянской графике, соединив его с ныне выходящим в одну книгу.




Фрагменты службы Крещения Руси:
Радуются Небо и земля, ангели ликуют, людие торжествуют, се бо Христос, Бог наш, яко невесту украшенну и избранну, Церковь Русскую Себе обручи, люди ея на пажить безсмертия приведе и спасе от работы вражия Крещением святым, подая мир душам нашим.
Радуйся, Земле Русская, от восток солнца до запад одеждею Крещения светло украшенная, кровьми мученик обагренная, слезами преподобных омовенная, труды святителей возделанная и, яко сад райский процветши, плод сторицею Христу принесла еси, подающему мир душам нашим.
Радуйся, Церковь Русская, благочестия сило непобедимая, еюже одолела еси вся наветы вражия, святыни сокровищнице неоскудеваемая, терпения кладезю неизчерпаемый, милосердия деснице безмездная, веры, надежды и любве столпе огненный, восходяй до Христа, Сына Божия, подающего мир душам нашим.
(Стихиры на "Господи, воззвах")

О дивное чудо! Древо Жизни над Русью воздвизается и всем спасительное бывает, веселися, Церковь Русская, новый Христов доме, равноапостольных Владимира и Ольгу имуще предстателей, велегласно возопиим, вернии: Живоносный Кресте, радуйся! Тобою Господь подает спасение и велию милость. (Стихира на литии)

Благословен еси, Христе Боже наш, Землю Российскую Крещением просветивый, людем ея низпослав Духа Святаго, ихже и ко спасению приведый, Человеколюбче, слава Тебе. (Тропарь Крещения Руси)

Велика учителя и мудра сказателя требует Церковь на украшение праздника, мы же, нищии словом, что речем? Обаче, призвавше благодать Святаго Духа, победно прославим Крещение Руси. (1-й тропарь канона)

Днесь Земля Русская предстоит Богу и плод святаго Крещения Ему приносит. Ангели, радующеся, славословят, и вси святии с Богородицею, ликующе, поют: Христос воцарися, Христос прославися. Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, Боже наш, слава Тебе. (Седален Крещения Руси)

Солнце, красующеся, к высоте восходит и, радующеся, землю согревает, взыде бо нам в Крещении Руси Праведное Солнце, Христос, и всех, верующих в Него, спасает. (1-й тропарь 5-й песни канона)

Врази бывше Богу, в Крещении сыны его нарекохомся, сего ради благословим Христа, от ребр Его пиюще источник нетления, от негоже приобщаемся Жизни Вечныя. (2-й тропарь 8-й песни)

Днесь Свет велий от Креста возсия, просвещая души наша, радость и веселие даруя всем нам, празднество Крещения Руси. (Светилен)

-----
Окончание тропаря святого равноапостольного князя Владимира отредактировано во всей службе в соостветствии с тропарем, опубликованным в чине молебна на сайте Патриархии: http://www.patriarchia.ru/db/text/1576890.html

Интересно, что владыка Афанасий как будто знал, что в наше время понадобится менять наименование "Земля Российская" на "Земля Русская", "Церковь Российская" на "Церковь Русская". В его текстах такая правка будет минимальна.

  • 1
Песнопения служб были написаны епископом Афанасием (Сахаровым)
А вот ПЭ утверждает, что служба Крещения Руси была написана самим о. Андроником.

Нет, ПЭ утверждает лишь то, что о. Андроник — автор "проекта" службы. Начинается же фраза недвусмысленным выражением "Автор служб", далее перечисляется каких. О службе Крещения Руси сказано — "проекта службы". "Служба" и "проект службы" — немного разные вещи. К тому же неизвестно, что ПЭ имеет в виду под словом "проект". При случае осведомлюсь у о. Андроника.

Здравствуйте! Вы осведомились, что ПЭ назвала "проектом"? И, уточните, пожалуйста, кто является автором текстов "службы Господу Богу нашему, в память Крещения Руси"?

Здравствуйте! Да, уточнил еще в том году, когда делал эту публикацию. Вы просто обратили внимание на комментарий, а в самом тексте поправку не увидели: "Тексты службы Крещения Руси написаны игуменом Андроником (Трубачёвым), ныне секретарем Синодальной Богослужебной комиссии". А "проектом" ПЭ назвала службу потому, что потом на комиссии подготовки юбилея она еще обсуждалась.

UPDATE: У о. Андроника осведомился — автором текстов Крещения Руси является он. В публикации информация исправлена ещё в 2013 году.

В издании приведены все тексты Крещения Руси, или же только та часть, которая была необходима для соединения со службой святому?

  • 1