священник Иоанн Нефёдов

Previous Entry Share Next Entry
Об уместности женских украшений в храме
цитаты, записи
ier_in_nefedov
Читал недавно в "Сокровищнице духовной мудрости" раздел о молитве. И встретил там интересные слова святителя Иоанна Златоуста об украшении женщин. Думаю, перед началом Рождественского поста они будут как никогда актуальны, особенно в наше время, когда многим так по душе "адекватное" христианство!

"Ты приходишь молиться Богу и между тем окружаешь себя золотыми украшениями и головными уборами? Разве ты пришла плясать или принять участие в брачном пире? Разве ты явилась на торжественное шествие? Там уместны золотые украшения, там головные уборы, там дорогие платья. А здесь ничего этого не нужно. Ты пришла просить, молиться о грехах своих, молитву приносить о своих преступлениях, умолить Господа, чтобы склонить Его к милосердию. Зачем же украшаешь себя? Этот наряд неприличен для той, которая молится. Как можешь ты воздыхать? Как можешь плакать? Как можешь усильно молиться, будучи одета в такой наряд? Если и будешь плакать, то слезы твои покажутся достойными смеха для того, кто будет видеть их, — потому что плачущей не следует носить золота. Это лицемерие и притворство. И в самом деле, как же не лицемерие, когда та же самая душа, от которой родилось и это великолепие и тщеславие, та же самая (душа) и слезы проливает? Удали от себя все это притворство".

Свт. Иоанн Златоуст.
(Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского.
Т. 11: В рус. пер. СПб., 1905. С. 673.
Цит. по: Сокровищница духовной мудрости: Антология святоотеческой мысли.
Издание Московской духовной академии и Введенской Оптиной пустыни. 2005. Т. 6. С. 223-224.)

А вот место из книги Исход (мысль та же: для реально кающегося человека украшательство неуместно):

"На другой день сказал Моисей народу: вы сделали великий грех; итак я взойду к Господу, не заглажу ли греха вашего. И возвратился Моисей к Господу и сказал: о, народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога; прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал. Господь сказал Моисею: того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей; итак, иди, веди народ сей, куда Я сказал тебе; вот Ангел Мой пойдет пред тобою, и в день посещения Моего Я посещу их за грех их. И поразил Господь народ за сделанного тельца, которого сделал Аарон.

И сказал Господь Моисею: пойди, иди отсюда ты и народ, который ты вывел из земли Египетской, в землю, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: потомству твоему дам ее; и пошлю пред тобою Ангела, и прогоню Хананеев, Аморреев, Хеттеев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев, и введет он вас в землю, где течет молоко и мед; ибо Сам не пойду среди вас, чтобы не погубить Мне вас на пути, потому что вы народ жестоковыйный. Народ, услышав грозное слово сие, возрыдал, и никто не возложил на себя украшений своих. Ибо Господь сказал Моисею: скажи сынам Израилевым: вы народ жестоковыйный; если Я пойду среди вас, то в одну минуту истреблю вас; итак снимите с себя украшения свои; Я посмотрю, что Мне делать с вами. Сыны Израилевы сняли с себя украшения свои у горы Хорива." (Исход 32:30-35, 33:1-6)

  • 1
в то же время:
"Также, когда по­ститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они при­нимают на себя мрачные лица, чтобы по­ка­за­ться людям по­стящимися. Истин­но говорю вам, что они уже по­лучают награду свою.
А ты, когда по­стишься, по­мажь голову твою и умой лице твое,
чтобы явиться по­стящимся не пред людьми, но пред Отцом тво­им, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воз­даст тебе явно."

В этих словах Спасителя речь идет о "напускании на себя" с целью "показаться". И противопоставление фарисейству имеет в себе лишь указание на естественный уход (помазание главы и умытое лицо). К тому же этот уход может толковаться и иносказательно.

А Златоуст в приведенном фрагменте говорит об украшениях и украшении. И ему искренне не понятно, с какой целью их одевают: чтобы, якобы исполняя слова Божии, напротив показаться людям непостящимися? Это действительно лицемерие и притворство.

Кстати, в этом контексте уместны и слова апостола Павла: "К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти. (Послание к Галатам 5:13)"

>>И ему искренне не понятно, с какой целью их одевают: чтобы, якобы исполняя слова Божии, напротив показаться людям непостящимися? Это действительно лицемерие и притворство.

При моем общем согласии тут все же логическая ошибка. Иначе про любое дело Х можно сказать, что делаем Х якобы чтобы показаться исполняющими заповеди, а на деле лицемеры и притворщики.

Думаю, Златоуст все же говорит о совсем явных случаях злоупотреблений. Иначе фраза "Если и будешь плакать, то слезы твои покажутся достойными смеха для того, кто будет видеть их, — потому что плачущей не следует носить золота" начинает противоречить словам Спасителя о ненапускном поведении.

Возможно, и так. Думаю, всё зависит от того, какое место занимают украшения в жизни конкретного человека.

Как обычно, автор круто опубликовал!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account